Телесные наказания детей в Республике Беларусь

ПОСЛЕДНЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ: июнь 2018 года

 

Анализ юридических изменений, необходимых для полного запрета телесных наказаний

Запрет на телесные наказания должен соблюдаться в семье, в специальных и исправительных учреждениях и в школах.

Очевидно, что в законе отсутствует подтверждение «права» родителей на оказание дисциплинарного воздействия/наказания своих детей, однако телесные наказания широко применяются, при этом на законодательном уровне нет прямого запрета всех видов телесных наказаний. Поскольку телесные наказания в воспитании детей общеприняты, необходимо внести в закон чёткие формулировки, запрещающие все, без исключения, виды телесного наказания, независимо от их тяжести, и от того, кто их инициирует.

Специальные учреждения – Законодательными нормами должен быть введён запрет на телесные наказания во всех специальных учреждениях (патронатное воспитание, места обеспечения безопасности, места предоставления неотложной помощи и т. д.).

Учреждения дневного ухода за детьми – Телесные наказания должны быть запрещены во всей сфере ухода за детьми младшего возраста (в детских садах, яслях, семейных центрах и в любых других учреждениях дошкольного образования), а также во всех заведениях по уходу за старшими детьми  (включая группы продлённого дня, дневные центры, приходящих нянь и т. д.).

Школы –  Следует запретить на законодательном уровне телесные наказания во всех образовательных учреждениях: как государственных, так и частных.

Исправительные учреждения – Законом должны быть запрещены телесные наказания в качестве меры дисциплинарного воздействия во всех учреждениях, где содержатся дети, преступившие закон.

Законность телесных наказаний в настоящее время

В семье

Законодательство допускает применение телесных наказаний в семье. В соответствии со статьёй 9 закона «О правах ребёнка» от 1993 года (с изменениями по состоянию на 2013 год): «Каждый ребёнок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребёнка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную; от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей) и родственников; от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; от принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или к совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера, а также от привлечения ребенка к работам, влекущими вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентные государственные органы».

В статье 65 Кодекса о браке и семье от 1999 года предусматривается ответственность семьи за образование, уход и защиту детей, а также «преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей»; в статьях 66-1, 67 и 80 законодательно закреплена защита детей от жестокого обращения. В Кодексе закреплено право детей «на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях» (статья 184), а также «право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия» (статья 189). Указанные положения, равно как и положения о защите детей, заложенные в Уголовном кодексе от 1999 года, в Кодексе об административных правонарушениях от 2003 года, в законе «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 2014 года, а также в принятой 1994 года Конституции государства не расцениваются положения, запрещающие телесные наказания при воспитании детей.

Законодательная реформа усилила защиту детей от насилия, однако не внесла запрет на применение телесных наказаний. По данным национального отчёта для универсального периодического обзора за 2015 год, в дополнение к уголовному законодательству в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, предусматривающие административные штрафы за проявление жестокости по отношению к членам семьи. В 2013 году в Кодекс была внесена гражданская ответственность за побои, не влекущие телесных повреждений, а также за преднамеренное причинение боли, физических или психологических страданий.[1]

Проект законодательства о домашнем насилии находится на стадии рассмотрения.[2] Нам неизвестно о наличии законопроектов, направленных на запрет любых видов телесных наказаний в данном контексте.

 

Учреждения альтернативного ухода

Прямой запрет на применение телесных наказаний в специальных учреждениях отсутствует. Статья 30 закона «О правах ребёнка» предусматривает наказание для «учителей и иных сотрудников детских домов, школ-интернатов и других учреждений интернатного типа, совершивших антипедагогические или аморальные действия в отношении учеников», однако указанная статья была исключена при внесении в закон изменений в 2008 году. В соответствии с утверждённым в 1999 году Кодексом о браке и семье, дети-сироты и дети, оставленные без попечения родителей имеют право на «уважение их человеческого достоинства, защиту прав и законных интересов» (статья 177), «на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях» (статья 184), а также «на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия» (статья 189). Вместе с тем, в Кодексе не содержится прямого запрета на телесные наказания.

 

Учреждения дневного ухода

Отсутствует прямой запрет на применение телесных наказаний в любых учреждениях по обеспечению ухода за детьми младшего возраста, а также в учреждениях дневного ухода за старшими детьми.

 

Школы

Несмотря на то, что телесные наказания являются нарушением закона, в их отношении не существует прямого запрета. В соответствии со статьёй 27 закона «О правах ребёнка» от 1993 года (с изменениями по состоянию на 2013 год): «Каждый ребёнок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией республики Беларусь. Дисциплина и порядок при осуществлении образовательной деятельности поддерживаются методами, которые основываются на чувстве взаимного уважения и справедливости и исключают унижение».

Закон «Об образовании» от 2011 года не даёт права на использование телесных наказаний: учащимся законодательно обеспечена «защита жизни и здоровья во время образовательного процесса (статьи 31(1.7) и 31(4.6)); преподавательский состав имеет право «педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания» (статьи 52 и 89(1.4)), а также обязан «уважать честь и достоинство учащихся» (статья 53).

 

Исправительные учреждения

Телесные наказания, применяемые исправительными учреждениями в качестве меры дисциплинарного воздействия, расцениваются как нарушение закона в соответствии со статьёй 9 закона «О правах ребёнка» от 1993 года (см. раздел «В семье»), однако в нём не содержится прямого запрета на данные виды наказания. В статье 36 закона «О правах ребёнка» говорится о том, что дети, находящиеся в специальных образовательных или оздоровительных учреждениях, в том числе в учреждениях для малолетних правонарушителей, имеют право на гуманное отношение. Аналогично, закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 2003 года оговаривает, что подростки, содержащиеся под стражей, имеют право на «гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение» (статья 8). Уголовно-исполнительный кодекс от 2000 года не включает телесные наказания в число допустимых мер дисциплинарного воздействия в исправительных учреждениях (статьи 55, 61, 129, 130 и 185), хотя предусматривается применение физической силы, в том числе с целью «профилактики и предотвращения правонарушений», а также использование «резиновых дубинок» (статьи 78 и 79).

 

Наказания за преступления

Телесные наказания запрещены в качестве мер дисциплинарного взыскания за преступления. Они не включены в список допустимых наказаний ни в Уголовный кодекс 1999 года, ни в Уголовно-процессуальный кодекс 1999 года.

 

[1] 9 февраля 2015 года, A/HRC/WG.6/22/BLR/1, Национальный отчёт для универсального периодического обследования, пункты 18 и 129

[2] 7 мая 2018 года, CAT/C/SR.1626, Краткий отчёт по 1626 совещанию; 12 января 2016 года, CAT/C/BLR/5, пятый отчёт, пункт 60; также см. http://en.ngo.by/news/4cae424c4c31.html, последнее посещение сайта 2 июля 2015 года

Отчёт по правам человека Республики Беларусь согласно универсальному периодическому обзору

Первый цикл универсального периодического обзора нарушений прав человека в Республике Беларусь был проведен в 2010 году (сессия 8). Были внесены следующие рекомендации:[1]

«Запретить телесные наказания детей и принять соответствующие распоряжения по данному вопросу (Бразилия)»

Правительство согласилось с рекомендациями, при этом отметив, что они уже применяются и что «законодательством Республики Беларусь закреплены конкретные положения, запрещающие насилие над детьми, в том числе телесные наказания детей», а также что «Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях предусматривается уголовная и административная ответственность соответственно за причинение серьёзных, умеренных и незначительных телесных повреждений, пытки, равно как и иные формы насилия».[2] Как уже было отмечено выше, по данным наших исследований как в законе «О правах ребёнка», так и в иных законодательных актах отсутствует прямой запрет на телесные наказания.

Изучение во втором цикле состоялось в 2015 году (сессия 22). В государственном отчёте правительства о телесных наказаниях не упоминалось.[3] В обзоре не было сделано особых рекомендаций по телесным наказаниям, при этом правительство согласилось с рядом рекомендаций по борьбе с насилием над детьми.[4]

 

[1] 21 марта 2010 гогда , A/HRC/15/16, Доклад рабочей группы, пункт 98(24)

[2] 15 сентября 2010 года, A/HRC/15/16/Add.1, Доклад рабочей группы: приложение, пункты 65, 66 и 67

[3] 9 февраля 2015 года, A/HRC/WG.6/22/BLR/1, Национальный отчёт для универсального  периодического обследования

[4] 13 декабря 2015 г., A/HRC/30/3, Доклад рабочей группы, пункты 127(54), 127(62) и 127(65)

Рекомендации организаций по правам человека

Комитет по правам ребёнка

(8 апреля 2011 года, CRC/C/BLR/CO/3-4, заключительные наблюдения по третьему/четвёртому отчётам, пункты 39 и 40)

«Учитывая то, что телесные наказания являются незаконной мерой воздействия за совершенное правонарушение, и то, что телесные наказания запрещены правилами  учебных заведений, комитет по-прежнему выражает озабоченность по поводу того, что телесные наказания законодательно допустимы в семье, и что на них не существует чёткого запрета в государственных учреждениях, включая учреждения уголовной системы и специальные учреждения, а также то, что данные наказания допустимы в обществе.  

«Комитет вновь подтверждает свою рекомендацию (CRC/C/15/Add.180,180, пункт 40 (d) о необходимости запрета государством-участником всех форм телесного наказания в семье, в школах и других учреждениях, а также о разработке мер по повышению осведомлённости относительно вредных последствий телесных наказаний и о поощрении альтернативных форм поддержания дисциплины в семьях, в государственных учреждениях, а также в учреждениях уголовной системы, которые должны применяться с уважением человеческого достоинства ребёнка и в соответствии с положениями конвенции. В этой связи комитет обращает внимание государства-участника на свое замечание общего порядка № 8 (2007г.) о праве ребёнка на защиту от телесных наказаний и других жестоких или унижающих достоинство форм наказания».

 

Комитет по правам ребёнка

(13 июня 2002 года, CRC/C/15/Add.10180, Заключительные наблюдения по второму докладу, пункты 39 и 40)

«Комитет выражает озабоченность в связи с нехваткой информации и осведомлённости относительно жестокого обращения с детьми или злоупотребления по отношению к ним дома, в школе, а также в других учреждениях.

«Принимая во внимание статью 19 конвенции и в соответствии с её предыдущей рекомендациями (там же, пункт 40), комитет рекомендует государству-участнику: ...

d) запретить все виды телесного наказания дома, в школах и других учреждениях, а также разработать меры по повышению осведомлённости о тяжких последствиях телесных наказаний, одновременно поощряя альтернативные формы дисциплинарного воздействия в семье, применяемые с сохранением человеческого достоинства ребёнка в соответствии с положениями конвенции...»

 

Комитет против пыток

([Май 2018 года], CAT/C/BLR/CO/5 Предварительная неотредактированная версия, заключительные наблюдения по пятому отчёту, пункты 40 и 41)

«Принимая во внимание статью 32 Конституции, а также статью 9 закона «О правах ребёнка», защищающие детей от актов жестокости и эксплуатации, комитет, тем не менее, выражает обеспокоенность имеющимися отчётами о случаях насилия в отношении детей в подростковых учреждениях, закрытых школах, в семье, а также в учреждениях дневного ухода. Комитет выражает сожаление по поводу отсутствия в законодательстве прямого запрета на телесные наказания детей, а также по поводу того, что государство-участник не имеет конкретной стратегии по данному вопросу (статьи 2, 4 и 16).

«Государству-участнику следует ввести на законодательном уровне прямой и чёткий запрет на телесные наказания в подростковых учреждениях, закрытых школах, а также в учреждениях защиты детей на территории всей страны, приняв при этом необходимые меры по предотвращению подобных форм наказания».

Исследование распространенности/отношения к подобным методам наказания за последние десять лет

Проведённый в 2012 году опрос выявил, что в течение нескольких месяцев в преддверии опроса две трети (64,5%) детей в возрасте от 2 до 14 лет подвергались как минимум одному виду физической агрессии либо физическому наказанию со стороны родителей или других взрослых в домашней обстановке. Большинство детей подвергались психологической агрессии (58,7%), тогда как в отношении трети (34,2%) применялись физические наказания. В то же время, лишь 7,9% всех опрошенных считали необходимым применять физические наказания в отношении детей; что отражает несоответствие между мнениями и практикой «воспитания» детей. Мальчики подвергаются физическим наказаниям чаще, чем девочки (37,2% в сравнении с 31,4%).

(Государственный комитет по статистике Республики Беларусь и ЮНИСЕФ (2013 г.), Многоиндикаторное кластерное обследование по оценке положения детей и женщин в Республике Беларусь, 2012 год: итоговый отчёт, Минск, Республика Беларусь: Национальный статистический комитет Республики Беларусь и ЮНИСЕФ)

Эта страница была переведена нашим партнером, Переводчики без границ. Чтобы прокомментировать или исправить контент или перевод, пожалуйста, напишите нам по адресу info@endcorporalpunishment.org

Translators_without_Borders